многоканальный телефон
+7 (499) 490-66-68
Все виды таможенных услуг
Что произошло
"Машины просто забирают на штрафстоянки. Высаживают семьями с вещами прямо на трассах! Наши семьи и дети остались без средства передвижения. А индивидуальные предприниматели и самозанятые, малый бизнес без работы, как следствие, и без заработка для жизни", — говорится в открытом письме владельцев автомобилей, стоящих на учёте в Армении, общественному омбудсмену по вопросам таможенного регулирования Виталию Сурвилло.
К 2020 году в Россию завезли порядка 300 000 таких автомобилей, но теперь у властей изменился подход к их легализации. Проблема кроется в противоречиях таможенного законодательства. В 2018 году ФТС полагала, что такие автомобили при временном ввозе ни декларированию, ни таможенному контролю не подлежат. Но с 2020 года армянские авто считают иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления.
Узаконить ввезённое до 2020 года авто не так просто: сумма пошлин и сборов зачастую обходится дороже самого авто.
"Машина стоимостью 300 000 — 400 000 рублей, вы должны за неё выложить миллион рублей, которого у вас нет. Ну так нельзя с людьми", — говорит зампредседателя Думы Ставропольского края Александр Кузьмин.
Альтернативы нет: сдать на металлолом незаконно, продать в РФ — тоже и даже ввезти обратно в Армению довольно проблематично. По пути машину могут остановить и увезти на штрафстоянку.
Зачем россияне покупают машины в Армении
Россиянам стало выгодно покупать автомобили в Армении с 2015 года, когда республика подписала договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу. Пошлины по армянским ставкам были намного ниже российских, так как введение единых таможенных тарифов отложили до 2020 года.
Были и другие плюсы: пересечь границу можно было, не декларируя машину и не оформляя временный ввоз. Кроме того, армянские номера позволяли не платить российский транспортный налог, а из-за того, что в базах автомобиля нет, дорожные камеры не считывали номера при нарушении ПДД. Позже на ситуацию обратил внимание даже президент России Владимир Путин: владельцы машин с иностранными номерами часто пренебрегают ПДД, но остаются невидимками для дорожных камер. Только в Москве зафиксировали почти 2 млн таких нарушений. Выписать постановления удалось менее чем по 30 000 нарушений (в тех случаях, когда у ГИБДД были данные о собственниках авто).
В ГИБДД так объясняют повышенное внимание к владельцам армянских авто: "С учётом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезённые на её территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств — членов ЕврАзЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления".
Кроме того, гражданин РФ должен иметь постоянное место жительства в том государстве, где зарегистрирован автомобиль, иначе он не может рассматриваться как участник международного дорожного движения, отмечают в ведомстве.
Что изменилось в 2020 году
Теперь беспрепятственно передвигаться на автомобилях с армянскими номерами могут только граждане этой республики, рассказали "Секрету" в пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto.
"Остальным же остаётся два варианта: оплатить все положенные платежи, что недёшево — например, за Honda Accord седьмого поколения с пробегом придётся внести в государственную кассу 837 362 рубля или приостановить эксплуатацию автомобиля до 2023 года и потом поставить его на учёт в России согласно действующему регламенту. В 2023 году автомобили, ввезённые из Армении, будут легализованы как "товары ЕврАзЭС" после уплаты утилизационного сбора", — отметили в сети автосалонов.
Владельцам автомобилей, уже ввезённых в РФ, придётся заплатить пошлину по российским расценкам, постановил Совет Евразийской экономической комиссии. Таможенные органы Армении обмениваются с РФ информацией об автомобилях, которые ввезли в страну по более низким ставкам таможенных пошлин.
За растаможку и постановку на официальный учёт в ГИБДД действительно придётся заплатить сумму, превышающую стоимость машины, подтвердила "Секрету" Анна Уткина, руководительница пресс-службы ГК "Автоспеццентр".
"Владельцу нужно зарегистрировать машину в России в десятидневный срок со дня его ввоза на территорию страны. Если этого не сделать, россиянину грозит конфискация машины и штраф 500–800 рублей, а в случае повторного нарушения — 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от одного до трех месяцев", — говорит она.
Что делать с теми россиянами, чьи авто уже несколько лет находятся в России, непонятно, сказала "Секрету" управляющий партнёр аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.
"Любой из вариантов невыгоден автолюбителю. Первый: продать машину, правильно оформив договор, но для этого нужно поехать в Армению. По дороге инспекторы ДПС могут не раз оштрафовать и арестовать транспортное средство. Второй: растаможить машину. Без этого авто считается контрабандой и "висит" на владельце", — объясняет она.
На растаможке и постановке на учёт уже пытаются навариться мошенники.
Как решают дела в судах
Для всех автомобилей, ввезённых из стран ЕАЭС после 2014 года, необходимы таможенные документы. Но до 2020 года эти документы практически не выдавали, поэтому многие владельцы авто с армянскими номерами оспаривают вынесенные штрафы в судах, рассказали "Секрету" в пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto. В большинстве случаев суды Краснодара, Челябинска, Казани, Хасавюрта вставали на сторону владельцев автомобилей с армянскими номерами и отменяли административные нарушения по ст. 12.3 и 12.1 КоАП.
"Примечательно, что в большинстве случаев решение выносится в пользу владельцев транспортных средств. На данный момент правительство рассматривает возможные варианты решения данного вопроса. В перспективе законность эксплуатации автомобилей с армянскими номерами будет зависеть от статуса: если их приравняют к иностранным товарам, потребуется доплатить разницу таможенных пошлин и налогов, если товаром ЕАЭС — оплаты не потребуется", — говорят в сети автосалонов.
По мнению Екатерины Косаревой, решить проблему мог бы нормативный документ, который бы позволил владельцам ТС с армянскими номерами выйти из тени с минимальными потерями: снизить стоимость растаможки или зарегистрировать авто без огромных штрафов за контрабандный провоз.