многоканальный телефон
+7 (499) 490-66-68
Все виды таможенных услуг
В Таллине опасаются, что сокращение нанесет сильный удар по местным портам и железнодорожному сектору. Россияне объясняют урезание грузопотока падением цен на нефть и, соответственно, сокращением спроса на ее перевозку.
Впрочем, прибалтам не привыкать терять российские грузы: еще в середине «нулевых», после истории с переносом «Бронзового солдата» в Таллине, Россия перевела нефтяной транзит в свои порты Приморск и Усть-Луга, оставив эстонских портовиков на голодном пайке. В прошлом году был резко сокращен грузовой транзит через Латвию. С тех пор отношение местных властей к русским, мягко говоря, не улучшилось. Поэтому эксперты прогнозируют дальнейшее падение перевалки российских грузов через Прибалтику.
Россия снизила железнодорожный транзит в направлении Эстонии наполовину - с 12 до 6 поездных пар в день. По словам главы железнодорожной компании Eesti Raudtee Сулева Лоо, сокращение транзита стало «драматичным и неожиданным», и это способно потянуть вниз весь эстонский транзитный сектор.
- Причины сокращения числа поездных пар - экономические. Нефть упала в цене, Россия стала производить меньше нефтепродуктов. Кроме того, она нашла для их продажи лучшие возможности в своих портах. Увы, все просто, и тут нет никакой политики, - констатировал Лоо.
Резкое уменьшение российского транзитного потока через Эстонию заставило местных экспертов заговорить о больших сокращениях персонала в местных портовых комплексах. Ведь еще до урезания железнодорожного транзита грузооборот 5 морских портов Эстонии (Таллин, Мууга, Палдиски, Пальясааре и Сааремаа) упал на 27% в сравнении с 2015-м.
- Если в ближайшие месяцы ситуация не выровняется, руководство порта будет вынуждено сократить расходы. В том числе и за счет работников, - заявил директор по развитию порта Палдиски Андрей Биров. В Таллинском порту выразили надежду, что этот удар для предприятия будет смягчен за счет пассажирских перевозок.
Опасения прибалтов, во многом живущих за счет российского транзита, понятны. Еще десять лет назад, в 2006-м, эстонская железная дорога принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки. В целом по Латвии и Эстонии услуг транспортировки и хранения грузов обеспечивают 8% ВВП, в Литве - 7,7% ВВП. Уход российского транзита для этих стран будет означать весомые бюджетные потери и сокращение рабочих мест. Эксперты компании KMPG подсчитали: в случае полной потери транзита из России экономика Латвии потеряет 1,3 млрд евро, 2,4% налоговых поступлений, а уровень безработицы в стране поднимется на 1,1% - из 1,9 млн граждан работу потеряют 75 тысяч человек.
Впрочем, о полной отмене транзита из России в Прибалтику речи пока не идет. Хотя все последние годы Россия проводит последовательную политику вывода грузопотоков из портов и с трасс трех балтийских государств, перенаправляя их на свою транспортную инфраструктуру. Это приводит к позитивным для нас результатам: российские транспортники получают дополнительную работу, иностранные, напротив, ее лишаются. Аналитики называют это «бескровным и цивилизованным способом решения вопроса», позволяющим минимизировать «подкормку» недружественных РФ режимов.