многоканальный телефон
+7 (499) 490-66-68
+7 (926) 654-08-34
Все виды таможенных услуг
Китай наконец-то разрешил поставки свинины из России, сняв ограничения, наложенные еще в 2008 году. За это время Россия превратилась из зависимой от завозного мяса страны в серьезного экспортера свинины, и теперь готовится выйти на рынок крупнейшего ее потребителя в мире. Forbes разбирался, какие перспективы ждут российскую свинину в Китае.
В пятницу, 29 сентября, Россельхознадзор сообщил, что Главное таможенное управление (ГТУ) Китайской Народной Республики отменило ограничения на поставки свинины из России. КНР также признала российскую регионализацию — теперь при обнаружении в России африканской чумы свиней (АЧС), экспорт будет закрыт не для всей страны, а только для регионов с зафиксированным источником заражения.
Решению предшествовали многолетние переговоры — ограничения были наложены на российскую свинину еще в 2008 году. "Завершился важный, многолетний этап работы, — сообщил Forbes генеральный директор Национального союза свиноводов (НСС) Юрий Ковалев. — И государство, и бизнес в течение 15 лет добивались признания регионализации Китаем. Понимание, что это все-таки произойдет, появилось в конце 2020 года, когда страна признала регионализацию Франции".
Это событие открывает новые возможности для развития экспорта свинины из России, полагает директор по развитию внешнеэкономической деятельности ТД "Черкизово" Наталья Бартновская, и может оказать влияние на рост производства данного вида мяса в стране. "Считаю, что наш свиноводческий сектор сможет обеспечить должный уровень по качеству продукции и, несомненно, с ростом производства увеличивать и поставки на экспорт без существенного влияния на внутренний рынок", — комментирует генеральный директор аналитической компании EMEAT Любовь Савкина. По ее словам, для России важно занять свою нишу в Китае, пусть даже маленькую — 1-2% рынка. "Если нам удастся занять даже 5%, а лучше 10% китайского рынка, это поможет практически удвоить экспорт", — добавляет Ковалев.
Уверенный игрок
За последние годы Россия прошла путь от импортера до важного глобального экспортера свинины. В 2019 году поставки этого вида мяса за рубеж впервые превысили импорт, с 2020-го Россия входит в топ-10 мировых поставщиков. Пятерка лидеров этого года (прогнозные значения, по данным IndexMundi) выглядит так: Евросоюз (3,75 млн т), США (2,9 млн т), Бразилия (1,4 млн т), Канада (1,36 млн т) и Мексика (260 000 т).
Ежегодно экспорт свинины из России растет на 10-15%, в этом году, сообщает Ковалев, он может вырасти до 220 000–230 000 т. В 2022 году экспорт свинины составил 146 000 т, что на 18% больше, чем годом ранее (124 000 т). За шесть месяцев 2023 года, по данным "Агроэкспорта", экспорт свинины вырос на 57% и составил 74 000 т свинины и свиных субпродуктов (без учета поставок в страны ЕАЭС). За это время во Вьетнам, ставший лидером по закупкам, было поставлено свыше 38 000 т, Белоруссия приобрела 20 000 т, Монголия — 3300 т, на четвертой и пятой строчках расположились Сербия и Гонконг с объемами в 3200 т и 3000 т соответственно.
Объемы производства свинины ставят Россию на пятую строчку в списке мировых лидеров, говорится в материалах НСС. В 2021 году, по данным союза, было выпущено 4,9 млн т в живом весе, в 2022-м — 5,2 млн т. В 2023-м ожидается рост до 5,8 млн т, говорит Ковалев. За семь месяцев 2023 года в сельхозорганизациях России, по информации EMEAT, было произведено 2,32 млн т свинины в убойном весе (3,17 млн т в живом весе), что на 6% больше показателей января-июля 2022-го. К 1 августа 2023 года поголовье свиней во всех категориях российских хозяйств, сообщает Савкина, выросло на 3,8% или на 1 млн голов за год и составило 28,9 млн голов.
Насыщение внутреннего рынка свининой наступило еще в 2020-м году, отмечает Ковалев. Импорт за 12 лет сократился до незначительных для рынка значений — с 633 000 т в 2010-м до всего 17 000 т в 2022-м даже при действии квот на беспошлинный ввоз мяса на 100 000 т.
Китай — самый большой в мире импортер свинины, ежегодно он закупает 2,5–3 млн т продукции свиноводства, включая субпродукты, делится Ковалев. "Это лакомый кусок для топовых производителей, нам придется соревноваться с США, Канадой, Бразилией и свободных от АЧС стран Европы, таких как Дания и Франция, которые уже присутствуют на рынке", — отмечает он. По итогам января-июля 2023 года импорт свинины в Китай вырос уже на 14% до 1,06 млн т, указывает Савкина, а субпродуктов ввезли на 8% больше — 690 000 т. Основные поставщики — это Бразилия, Испания, США и Канада, на них приходится почти три четверти импорта. "При этом поголовье свиней в самом Китае — порядка 340 млн голов, что немного меньше, чем было до вспышек АЧС в стране, но в два раза выше, чем в 2019-2020 годах, когда там бушевал вирус", — делится гендиректор EMEAT.
Конкурентное преимущество
Поставки не начнутся немедленно, поясняет Ковалев, на обсуждение сторонами деталей уйдут месяцы. Российская продукция более чем конкурентна и по цене, и по качеству, уверен эксперт. "Мы уже работаем с Вьетнамом, и хотя рынок не сопоставим с китайским по объемам, мы получили представление о том, какое место можем занять", — поясняет он. Ранее Минэкономразвития заявило, что российская свинина начнет поступать Китай уже во II—III кварталах 2024 года.
На конец июня, по оценке EMEAT, стоимость российской свинины находилась на отметке $2,16 за кг, продукции из Германии — $2,65, Испании — $2,8, Франции — $2,5, Китая, — $2,59, США — $2,09, Дании — $2,01, Бразилии — $1,82, Канады — $1,53. Средняя цена на живых свиней в Китае в августе, по информации Любови Савкиной, составила 17 юаней за кг, увеличившись на 21% за месяц, в долларовом выражении это эквивалентно $2,5 за кг. В августе, добавляет эксперт, рост цен на свиноводческом рынке Китая отмечался по всем позициям: поросята "подросли" на 9%, свиноматки — на 4%, а свинина в полутушах — на 24%. "Это связано с дефицитом свинины на рынке, так как производство за месяц упало на 8%, плюс на 3% подорожал комбикорм, а соевый шрот (высокобелковый вид корма) — на 14%. Себестоимость производства свиней выросла на 2%", — поясняет Савкина.
Пока что Россия вряд ли сможет диктовать китайским потребителям выгондный уровень цен, считает исполнительный директор "Ринкон Менеджмент" Константин Корнеев. России, скорее всего, придется ориентироваться на ценовые уровни Бразилии. "Мы не влияем на ситуацию и можем только под нее подстраиваться", — указывает Корнеев.
Отечественные предприятия готовы включиться в экспорт свинины в Китай. Предприятия группы "Черкизово" производят свинину и свиные субпродукты в ассортименте, востребованном в КНР, сообщает Наталья Бартновская: "Наша компания уже имеет большой опыт работы с Китаем: входящие в "Черкизово" предприятия осуществляют поставки мяса птицы в КНР с 2019 года. Рассчитываем, что наши предприятия будут допущены к экспортным поставкам [свинины] в Китай".
Производство свинины в Китае в разы больше, чем у нас (55,4 млн т свинины за 2022 год), объясняет Корнеев и прогнозирует, что российские свиноводы могут занять нишу поставок в Китай субпродуктов. "Это маржинальные продажи для наших производителей, так как в Китае субпродукты — своего рода деликатес, как и куриные лапки", — объясняет эксперт. Китайцам производить их в нужном объеме нерационально, чтобы, например, получить субпродукты, надо вырастить целую свинью, а если именно в ее мясе потребности нет, его придется куда-то реализовывать. Поэтому китайским потребителям проще скупать у других стран именно те части туш, которые нужны.
Объемы поставок будут зависеть от того, сколько российских компаний аккредитуют в качестве экспортеров в Китай, отмечает Корнеев. "Насколько я знаю, самые крупные игроки уже внесены в реестр, и уже вскоре пойдут первые грузы", — говорит он.